суббота, 20 ноября 2010 г.

Карточка №155 «Воловья шкура»

ИСТОЧНИК:
Перельман Я.И., «Занимательная геометрия»

СИТУАЦИЯ:
Дидона, дочь Тирского царя, бежала в Африку и высадилась со своими соплеменниками на ее северном берегу. Здесь она купила у нумидийского царя столько земли, «сколько заняла воловья шкура».

Незавидное пространство для устройства нового государства… Надо бы как-то законным образом расширить владения, да средств на большой участок земли у колонистов не хватает… Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Шкура должна быть большой, чтобы поселенцы могли купить хороший участок земли, и не должна быть большой, поскольку она мала.

РЕШЕНИЕ:
Когда сделка была совершена, хитрая Дидона разрезала шкуру на множество тончайших ремешков, потом связала их и охватила участок земли. Читателю предлагается вычислить, какова площадь участка при условии, что поверхность целой шкуры равна 4 квадратным метрам. Расчет покажет, что связанными ремешками Дидона объяла ни мало ни много – 1,3 квадратного километра земли!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разрешение противоречивых свойств в структуре (?), в пространстве (?)

КОММЕНТАРИЙ:
На этом «воловьем» участке, по преданию, соорудили крепость Карфаген.

КАТЕГОРИЯ:
Занимательная геометрия


Карфаген:
"Белая" империя "черной" Африки

пятница, 19 ноября 2010 г.

Карточка №154 «Универсальный растворитель»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С., «Алгоритм изобретения»

СИТУАЦИЯ:
«…В «Основах изобретательства» рассказано о задаче, поставившей в тупик Эдисона. Суть задачи такова.

         Эдисон лично беседовал с теми, кто хотел поступить к нему в лабораторию. Он расспрашивал об их планах, интересовался, есть ли у них идеи, которые они стремились бы развить. Однажды некий молодой человек сказал Эдисону, что у него есть чудесная идея.

        – Чудесная? - переспросил Эдисон. Молодой человек объяснил:

         – Я хочу изобрести универсальный растворитель. Понимаете, жидкость, которая бы все растворяла.

         – Универсальный растворитель? - удивился Эдисон.- Скажите, а в какой посуде вы собираетесь его хранить?!

        Молодой человек растерянно промолчал…»

А что можете предложить вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Растворитель должен соприкасаться с емкостью, чтобы он мог в ней храниться, и не должен соприкасаться с этой емкостью, поскольку он её просто-напросто растворит.

РЕШЕНИЕ:
         "...И вот «Пионерская правда» предложила эту задачу школьникам 5-7-х классов. Редакция дала мне возможность познакомиться с полученными ответами. Из 3000 участвовавших в конкурсе пионерских отрядов более 2500 справились с задачей, ошеломившей Эдисона.

        Вот некоторые ответы: «Хранить растворитель надо при низкой температуре, в замороженном виде» (6-й класс); «Надо хранить растворитель в твердом виде» (6-й класс); «Растворитель будет проводником, поэтому его можно хранить в электромагнитном поле, как плазму» (7-й класс)…"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «изменение агрегатного состояния» (?)
Использование полей (?)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Полвека назад идея сохранения универсального растворителя в другом агрегатном состоянии, в химически связанном виде или в электромагнитном поле была бы шедевром изобретательского творчества. Сейчас такими приемами уверенно владеют школьники…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в химии


Томас Алва Эдисон

четверг, 18 ноября 2010 г.

Карточка №153 «Ловкость рук»

ИСТОЧНИК:
Мишкевич Г., «Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана»

СИТУАЦИЯ:
«..Как-то на прием [к Якову Перельману – С.М.] пришел известный цирковой артист Кио. Ему срочно понадобился совет физика, так как задуманный иллюзионистом новый эффектный номер почему-то не удавался. Прочитав книжку Перельмана «Обманы зрения», Кио решил посоветоваться с ним. Так скрестились пути артиста цирка и артиста физики.

Яков Исидорович, вооружившись секундомером, посмотрел на репетиции номер Кио. Артист сказал:

– Вот в этом месте, Яков Исидорович, у меня ничего не получается, и самая важная часть аттракциона остается хорошо видимой для зрителей.

– И не получится, – ответил Перельман, щелкая секундомером.

– Почему?..»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Манипуляции иллюзиониста должны быть видны зрителю… и не должны быть видны зрителю.

РЕШЕНИЕ:
«… – Потому что действия ваших рук и манипуляции с аппаратурой и реквизитом в этом месте вашего номера длятся более одной двадцать пятой доли секунды. А человеческий глаз, как известно, способен удерживать зрительное раздражение в такой промежуток времени. На этом основан кинематограф. Наиболее же существенная часть вашего трюка длится вдвое дольше. Ускорьте движения рук, тогда все встанет на свое место…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Согласование ритмики элементов системы
Психофизиологический эффект (особенности зрительного восприятия)

КОММЕНТАРИЙ:
«Так оно и получилось. Перельман вновь подтвердил справедливость сочиненного им парафраза-афоризма: «И физика, подобно терпентину, на что-нибудь да годится!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве

среда, 17 ноября 2010 г.

Карточка №152 «Соперник Левши»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»
Викентьев И.Л. Лестница идей. – Новосибирск, 1992.

СИТУАЦИЯ:
Знаменитый Левша, как известно, подковал блоху. А что могут изобразить его последователи?

Однажды миниатюрист М.Г.Маслюк делал миниатюрную модель паровоза. Его микроскоп позволил увидеть детали размером до сотой доли миллиметр, но колеса паровоза для соблюдения пропорций должны были быть в 3 раза меньше. Как же вырезать то, чего и глазом не заметить?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Детали миниатюры должны быть видимы невооруженным глазом, чтобы ими можно было манипулировать, и не должны быть видимы, поскольку очень малы.

РЕШЕНИЕ:
Известны  ли вам копии, размеры которых могут быть больше самого предмета? Фотографии, кино, тени… Мастер воспользовался третьим вариантом: осветил изделие так, чтобы получить (например, на стене) сильно увеличенную тень колес.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «копирования»

КОММЕНТАРИЙ:
Мастеру-миниатюристу ничего не стоит провести через игольное ушко даже не верблюда, а целый караван. Потому что и верблюды, и караванщики выполнены из куска волосинки…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в искусстве


вторник, 16 ноября 2010 г.

Карточка №151 «Форсируем обучение»

ИСТОЧНИК:
В.Суворов, «Аквариум»

СИТУАЦИЯ:
В работе оперативного сотрудника спецслужб регулярно возникают ситуации, когда требуется быстро и прочно запомнить информацию (лица и внешность людей, номера автомобилей, мелкие детали значимой ситуации и т.д.). На обучение приемам такого запоминания могут уйти десятилетия, навыки профессионального восприятия и закрепления в памяти информации оттачиваются обычно годами практики. Требуется повысить эффективность и скорость процесса профессионального обучения разведчика. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Приемы запоминания должны быть… и их быть не должно.  

РЕШЕНИЕ:
«…Мы учимся запоминать лица людей. Эта активность мозга должна быть не аналитической, а рефлекторной. И потому передо мной мелькают на экране тысячи лиц, тысячи силуэтов людей. Мой палец на кнопке, как на спусковом крючке. Увидев одно и то же лицо дважды на экране, я должен мгновенно нажать на кнопку.

Если я ошибаюсь, меня пронизывает легкий, но неприятный электрический шок. Нажал неправильно кнопку - и легкий удар. Не нажал кнопку, когда надо, опять удар. Тренировки проводятся регулярно, и скорость показа лиц все увеличивается. Каждый раз показывают все больше и больше изображений. Тех же людей показывают в париках, в гриме, в другой одежде, в других позах. А ошибки карают легким, но неприятным шоком.

Разведчик должен быть внимательным к номерам машин. Один номер попался дважды, значит, возможна слежка. Значит, на операцию идти нельзя. Мне показывают тысячи номерных знаков. Они несутся по экрану, как французский электропоезд. Их не нужно запоминать. Но их нужно узнавать. Аналитический ум тут не поможет. Нужен автоматический рефлекс. И его вырабатывают, как у собаки, по методу профессора Павлова. Ошибка и - шок. Ошибка и - шок.

Но номера машин могут быстро менять, поэтому нужно узнавать машины не только по номерам, а просто по их виду. А в современном городе миллионы машин, и наш мозг не способен запомнить даже сотни машин, тем более что столько их одинаковых. И тут вновь разведчика выручает рефлекс…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Повышение идеальности системы (свертывание процесса обучения)
«Условно-рефлекторный» эффект

КОММЕНТАРИЙ:
«…Наш мозг способен фиксировать миллионы деталей, но мы просто не можем пользоваться этой колоссальной информацией. Не беспокойтесь. Аквариум вас научит. Через пять лет у вас будут соответствующие рефлексы!..»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в обучении
ТРИЗ в разведке и контрразведке


Виктор Суворов,
он же Владимир Резун

понедельник, 15 ноября 2010 г.

Карточка №150 «Как посчитать добычу?»

ИСТОЧНИК:
Уразаев В. ТРИЗ в электронике. – М.: Техносфера, 2006

СИТУАЦИЯ:
Два грабителя - Рито и Жюль - пробрались в крупный ювелирный магазин на бульваре Сен-Жермен и после трех часов усиленных трудов вскрыли сейф с драгоценностями. Забрав все содержимое, они вернулись домой, еле стоя на ногах от усталости.

- Надо сосчитать добычу, - заявил Рито.

- Да брось ты, - буркнул Жюль, - я очень устал…

Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Добыча должна быть посчитана… и не должна быть посчитана

РЕШЕНИЕ:
Жюль:
-… Завтра утром обо всем, что мы выволокли, заявят по радио.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Обнаружение факта кражи владельцами магазина – нежелательный, но неизбежный для злоумышленников исход дела. Так почему бы не извлечь из него пользу? Пусть потерпевшая сторона САМА посчитает (измерит) украденное, а средствам массовой информации останется лишь довести эти сведения до заинтересованной стороны…

КАТЕГОРИЯ:
Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ


воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Карточка №149 «Змея под одеждой»

ИСТОЧНИК:
«Собеседник», 1993, №52
Тимохов В.И., "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ"


СИТУАЦИЯ:
По сценарию французского фильма «Черная Луна» изобретательный преступник должен завлечь змею под балахон лежащего на ковре героя. Как заставить змею ползти по пути, наиболее удобному для съемок?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Змея должна ползти по маршруту, удобному для съемок, и должна ползти так, как ей самой удобно.

РЕШЕНИЕ:
Дрессировщик спрятал под ковер металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью электронагревателя.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «местного качества»

КОММЕНТАРИЙ:
ИКР: змея САМА ползет по нужному пути. Использована любовь змей к теплу. Змеи любят тепло и не любят холод.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)