суббота, 26 февраля 2011 г.

Карточка №239 «Кратеры Бабакина»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

СИТУАЦИЯ:
«…В книге М. Борисова «Кратеры Бабакина» есть эпизод, связанный с проектированием станции «Луна-16». Нужно было снабдить станцию компактной и сильной электролампой для освещения лунной поверхности «под ногами» станции. Лампе предстояло выдержать большие механические перегрузки. Естественно, отобранные образцы придирчиво испытывали. И вот оказалось, что лампы не выдерживают перегрузок. Слабым местом было соединение цоколя лампы со стеклянным баллоном. Сотрудники Бабакина сбились с ног, пытаясь найти более прочные лампы… Как Вы думаете, что предложил в этой ситуации главный конструктор Георгий Николаевич Бабакин?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Соединение цоколя лампы со стеклянным баллоном должно быть (надежным)… и не должно быть (надежным).

РЕШЕНИЕ:
«Бабакин предложил поставить на «Луну-16» лампу без стеклянного баллона. Такая лампа непригодна на Земле, но ведь на Земле она и не нужна…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Закон повышения идеальности систем

КОММЕНТАРИЙ:
«…Эту задачу Вы должны решить без всяких затруднений. Идеальный баллон – когда баллона нет, а функция его выполняется. В чем функция баллона? Держать вакуум внутри лампы. Но зачем везти вакуум на Луну, если там сколько угодно своего – притом отборнейшего – вакуума?!»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в космонавтике


"Луна-16"

пятница, 25 февраля 2011 г.

Карточка №238 «Загадочная буква»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
Десятилетиями филологи всего мира спорили о том, как читалась буква «C» в словах латинского языка: «Ц» или «К»? На латинском языке уже несколько веков никто не говорит. В дошедших до наших дней трудах того времени эта «проблема» не упоминается. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Образец произношения буквы «C» должен быть… и не должен быть.

РЕШЕНИЕ:
«То, о чем умолчали просвещенные патриции, нам прояснят малограмотные плебеи», - решил французский филолог Ж.Лемье и сменил профессию, став на время археологом. Ему удалось раскопать стены древнеримского туалета, на которых плебеи писали свои «афоризмы» именно так, как они звучали в разговорной речи. Таким образом, было доказано, что буква «C» произносилась в Древнем Риме как «К».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Был вредный фактор – неграмотность плебеев, который исследователь заставил работать на решение задачи.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)
ТРИЗ в нетехнических системах




четверг, 24 февраля 2011 г.

Карточка №237 «Неприкасаемые: как получить признание?»

ИСТОЧНИК:
К/ф «Неприкасаемые» (США, 1987 г.)

СИТУАЦИЯ:
Чикаго, 1930 год. Спецагент министерства финансов Элиот Несс во главе летучего отряда по борьбе с «гангстеризмом» безуспешно пытается привлечь к уголовной ответственности главаря чикагской мафии Аль Капоне.

В ходе одной из операций по конфискации груза спиртного на американо-канадской границе, Несс со своей командой преследует главного свидетеля по делу Капоне, - его бухгалтера. В ходе перестрелки, произошедшей в полевом домике, Несс в порядке самообороны убивает одного из гангстеров. Обидная ситуация – тот тоже мог бы стать ценным свидетелем. Но в данный момент главное – выбить признательные показания у бухгалтера, в чьих книгах, захваченных сотрудниками спецотряда, обнаружились зашифрованные данные о коррупционных связях Аль Капоне с органами власти.

Задержанный бухгалтер доставлен в полевой домик, но давать показания наотрез отказывается, ведет себя нагло, дерзко и вызывающе, над словесными угрозами только посмеивается. Надо как-то заставить свидетеля говорить по делу. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Веский аргумент в пользу дачи показаний должен быть, чтобы свидетель начал давать показания, и его не должно быть, поскольку тот угроз не боится, чувствуя свою безнаказанность.

РЕШЕНИЕ:
Напарник Несса, Джим Мэлоун, будучи опытным полицейским, спонтанно решает обратить вред в пользу. Он выходит за дверь, поднимает тело только что убитого гангстера и, прислонив его к окну, на глазах у бухгалтера инсценирует экспресс-допрос, якобы пытаясь выбить показания под угрозой оружия. Не дождавшись ответа у своего «допрашиваемого», Мэлоун на счет «три» пускает ему пулю в голову. Вид кровавых брызг на стекле действует на наглого бухгалтера сильнее уговоров и запугиваний. Он спешно начинает давать показания по делу Капоне…


"Неприкасаемые"
Эпизод "Как получить признание?"

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Использованный трюк, конечно, на грани фола, но на войне, как говорится, все средства хороши. Хотя об этом можно поспорить.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в правоохранительной деятельности


среда, 23 февраля 2011 г.

Карточка №236 «Мишка-медведь, научи меня реветь»

ИСТОЧНИК:

СИТУАЦИЯ:
Встреча с медведем в лесу – событие малоприятное и небезопасное. Как правило, медведь не нападает на человека первым, разве что вы невольно отрезали ему пути к отступлению или случайно оказались между зверем и его детенышем. Однако вероятность такого нападения всегда существует. Нюанс: медведь не нападает на врага, которого считает сильнее и опаснее себя. Как вести себя при встрече с этим опасным животным, используя его поведенческие особенности реагирования на потенциального противника?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Человек должен быть «сильнее» медведя, чтобы предотвратить нападение… и не должен быть «сильнее», потому что он перед медведем фактически беспомощен.

РЕШЕНИЕ:
Для медведя потенциальную опасность представляет тот противник, который, как минимум, превосходит его по габаритам. Поэтому при встрече с хищником рекомендуется зрительно увеличить свой рост. Для этого достаточно поднять над собой какой-нибудь подручный предмет – рюкзак, верхнюю одежду, ведро, корзинку, весло или просто толстый сук. Это, возможно, полностью не гарантирует вам безопасность, но однозначно повышает ваши шансы избежать единоборства с Топтыгиным.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип копирования

КОММЕНТАРИЙ:
Автору этих строк довелось дважды наблюдать «настоящих» медведей в карельских лесах; один раз это была медведица с медвежатами. И в обоих случаях животные, завидев человека, быстро скрывались из виду. Видимо, страшнее человека зверя все-таки нет :)

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)

вторник, 22 февраля 2011 г.

Карточка №235 «Далекая Туманность Андромеды»

ИСТОЧНИК:
*Из переписки с читателями блога

СИТУАЦИЯ:
Человек не может представить себе огромные космические расстояния. Задача: посредством простых, максимально идеальных художественных средств дать возможность зрителю одноминутного видео наглядно представить себе расстояние от нас до ближайшей галактики Туманность Андромеды (она находится на расстоянии 2,52 миллиона световых лет от Солнечной системы). Нужен наглядный образ, который опирается на личный опыт обычного человека. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Расстояние от Земли до галактики Туманность Андромеды должно быть большим, потому что таково оно на самом деле, и это расстояние должно быть малым, чтобы его можно было отобразить на видео.

РЕШЕНИЕ:
Контрольный ответ отсутствует. Предоставляю Читателю возможность самостоятельно подумать над возможным решением.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

КОММЕНТАРИЙ:
Логика подсказывает, что необходимо использовать при решении задачи упрощенную модель, предполагающую сравнение истинного расстояния до галактики с чем-то таким, что имеет непосредственное отношение к опыту зрителя.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах


понедельник, 21 февраля 2011 г.

Карточка №234 «Проверено: мин нет»

ИСТОЧНИК:
Картотека А.Б.Селюцкого, Мастера ТРИЗ, г. Петрозаводск

СИТУАЦИЯ:
В 1941 году, перед самым началом войны, немцы начали пакостить советским торговым судам. Например, перед отправлением вместе с грузом устанавливали мину (так погиб один из кораблей). Заявить немецким властям – объявят провокацией. Искать самим – очень много ящиков. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Груз должен быть проверен, чтобы обнаружить мину… и не должен быть проверен, поскольку это сложное и трудоемкое занятие.

РЕШЕНИЕ:
Советские моряки объявили, что из-за неполадок с двигателем не могут уйти из порта. Корабль остался у причала. Через два дня немцы забеспокоились, а еще через день заявили, что часть груза оказалась бракованной и заменили четыре ящика. После этого судно спокойно ушло.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Прием «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Интересно, а если бы немцы раскусили хитрую игру советских моряков с несуществующими неполадками и заменили бы совсем не те ящики, в которых находились мины?..

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение (по терминологии ТРИЗ)


воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Карточка №233 «Термометр для долгоносиков»

ИСТОЧНИК:
Альтов Г.С. И тут появился изобретатель… – М.: Дет. лит., 2000.

СИТУАЦИЯ:
«…Собрались однажды ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком. Выяснилось, что условия существования жука изучены еще очень слабо. Никто не знал, например, какова температура тела долгоносика.
 
- Жучок маленький, - сказал один ученый, - обычным термометром не измеришь.
 
- Придется разрабатывать специальный прибор, - согласился другой. – Потеряем много времени…
 
И тут появился изобретатель.
 
- Не надо новых приборов, - сказал он. – Возьмите обыкновенный…
Как вы думаете, что предложил изобретатель?»

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Специальный измерительный прибор должен быть… и его быть не должно.

РЕШЕНИЕ:
«…Нужно наполнить стакан, коробку или мешочек долгоносиками и измерить температуру обыкновенным термометром. Сто долгоносиков, собранных вместе, образуют систему, обладающую новыми свойствами. Размеры этой системы намного больше размеров отдельных ее частей, поэтому измерение температуры не представляет трудностей…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Системный переход 1-а (переход к полисистеме)

КОММЕНТАРИЙ:
«…Эта задача была также напечатана в газете, причем в текст добавили слово «стакан…» Половина ответов, присланных читателями, гласила: «Надо взять стакан, наполнить его водой, бросить туда долгоносика и измерить температуру термометром». Разумеется, это неправильный ответ: маленький долгоносик не изменит температуру воды. Подвела психологическая инерция: раз есть стакан – наполним его водой, он для того и существует…»

КАТЕГОРИЯ:
Задача на измерение