суббота, 2 апреля 2011 г.

Карточка №274 «Предъявите ваши документы!»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
В самом начале Великой Отечественной войны поддельные «советские» паспорта, которые использовали немецкие шпионы, были точной копией настоящих советских паспортов, однако первая же проверка документов оказывалась для такого шпиона последней. Что выдавало подделку?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Поддельный документ должен быть точной копией подлинного, потому что таковым он и задумывался, и не должен быть точной копией, поскольку подделку все же удавалось обнаружить.

РЕШЕНИЕ:
Оказывается, скрепки в поддельных паспортах были из нержавеющей стали. Откроешь такой паспорт – вроде потертый, а скрепочка – блестит, и ржавых разводов вокруг неё нет…

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Нарушение принципа согласования параметров элементов системы

КОММЕНТАРИЙ:
Подобный прокол чуть не стоил жизни и разведчику-землянину Румате из фантастической повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Золото, которое синтезатор землян штамповал, как горячие пирожки, было слишком высокого качества, недостижимого для технологических возможностей аборигенов.

КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение


пятница, 1 апреля 2011 г.

Карточка №273 «Кто Вы, лорд Честертон?»

ИСТОЧНИК:
Анекдот

СИТУАЦИЯ:
Строгие правила британской палаты лордов не позволяют использовать в речи непарламентские выражения. Но как иногда хочется назвать оппонента тем именем, которого он заслуживает!.. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Оскорбление должно быть произнесено вслух, чтобы нанести обиду оппоненту, и не должно быть произнесено вслух, поскольку правила это категорически запрещают.

РЕШЕНИЕ:
Вопрос спикеру палаты лордов:
- Сэр, позволяют ли мне правила палаты лордов назвать лорда Честертона грязной жирной свиньей?
- Нет. Вы не имеете права назвать лорда Честертона грязной жирной свиньей.
- В таком случае я вынужден отказаться назвать лорда Честертона грязной жирной свиньей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия

КОММЕНТАРИЙ:
С Первым апреля!

КАТЕГОРИЯ:
Юмор



четверг, 31 марта 2011 г.

Карточка №272 «Свобода выбора»

ИСТОЧНИК:
Лекции по нейро-лингвистическому программированию, конспект

СИТУАЦИЯ:
Временами бывает нелегко заставить ребенка выполнить нужное действие. Как, например, сделать так, чтобы расшалившийся малыш убрал разбросанные игрушки, перед тем как идти спать? Прямое внушение в виде словесного приказа на него может и не подействовать. Упрашивать? Ругаться? Или вообще предоставить ребенку свободу выбора? «Хочешь – убирай, не хочешь – не убирай…» Нет, так не пойдет. Иначе ребенок так и не приучится к порядку. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Свобода выбора у ребенка должна быть, чтобы он смог почувствовать себя чуточку взрослым, и свободы выбора быть не должно, чтобы он выполнил требуемое действие.

РЕШЕНИЕ:
В психологии известен прием формирования желательного поведения, называемый «выбор без выбора» или «ложный выбор». Определите, какую поведенческую реакцию вы хотели бы вызвать, а затем предложите человеку разные способы проявления этой реакции.

«Ты хочешь убрать игрушки после Хрюши со Степашей или прямо сейчас?»

Какой бы из вариантов не выбрал ребенок, согласие в главном вопросе ("я уберу игрушки") при осуществлении выбора будет достигнуто.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип частичного или избыточного действия
Выбор без выбора

КОММЕНТАРИЙ:
Разумеется, прием может быть использован не только в отношении детей.

«Мариванна, Вы сдадите квартальный отчет до обеда или после трех часов?»
«Виктор Петрович, когда Вам удобнее обсудить детали нашей сделки: сегодня в 11 часов или завтра в 14:30?»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии

среда, 30 марта 2011 г.

Карточка №271 «Сливай воду!»

ИСТОЧНИК:
Камин А., Камин Д., Ильченко В., «Интеллектуальное айкидо»

СИТУАЦИЯ:
Промышленные предприятия, использующие в производственном цикле природную воду, нередко пренебрежительно относятся к качеству очистки сточных вод, экономя на экологии. Как заставить предприятие, расположенное на берегу реки, очищать отработанную воду более тщательно?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на сброс загрязненной воды должен быть, чтобы сохранить чистоту реки, и запрета быть не должно, поскольку прямой запрет неэффективен.

РЕШЕНИЕ:
Во Франции законодательно установлено, что всякое предприятие, расположенное вблизи реки, строится ниже по течению, чем место, куда впадают сточные воды этого предприятия. Так что предприятию придется брать из реки воду с примесью собственных сточных вод. И если предприятие недопустимо загрязняет сточные воды, то само себя отравляет.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип самообслуживания
Принцип «обратить вред в пользу»

КОММЕНТАРИЙ:
Не знаю, как во Франции, а в России, мне думается, каждый промышленник найдет способ обойти и такое законодательное установление.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в экологии


вторник, 29 марта 2011 г.

Карточка №270 «Который час?»

ИСТОЧНИК:
Абчук В.А. 7:1 в нашу пользу. – М.: Радио и связь, 1982.

СИТУАЦИЯ:
"...Однажды я с группой стоял у небольшого речного причала. Мы славно потрудились в совхозе и сейчас с понятным нетерпением ожидали парохода – он должен был подойти в 20.00. Единственные часы были у меня, но они как назло накануне остановились: в предотъездной суматохе я забыл их завести.
- Интересно, который сейчас час? – спросил кто-то.
Ответы посыпались самые разнообразные. Называли и 19.00, и 19.30, и 20.00 и даже 20.30. Все заспорили…»

Однако очень скоро участникам спора удалось установить время очень точно, причем весьма нехитрым способом. Как же?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прибор для измерения времени должен быть, чтобы установить точное время, и прибора быть не должно, потому что его попросту нет.

РЕШЕНИЕ:
«…Я решил провести простой интересный эксперимент.

- Пусть каждый возьмет листок бумаги и напишет свое время, - сказал я. – Только, чур, не подглядывать.

Затем я собрал листки и вместе с товарищами приступил к вычислениям.

Всего бумажек с цифрами было 32. Мы вначале сложили названные моменты времени и рассчитали среднее время в каждой паре. Так, из 19 ч 00 мин и 19 ч 30 мин у нас получилось (19.00 + 19.30)/2 = 19.15, из 20.00 и 20.30: (20.00 + 20.30)/2 = 20.15.

Затем сложили попарно эти средние результаты и снова нашли среднее время. Так из 19.15 и 20.15 получилось (19.15 + 20.15)/2 = 19.45. И так далее.

Когда мы сложили и разделили последнюю пару, у нас получилось 19.38. Я прибавил 10 минут, которые заняли расчеты, и установил 19.48 на своих часах.

- Пароход придет через 12 минут, - таково было мое предсказание.

И действительно, в 20.00 по моим часам (на этот раз я не забыл их завести) пароход пришвартовался у причала.

В этом странном и таинственном, на первый взгляд, пророчестве нет ничего сверхъестественного. Называя время, каждый вольно или невольно руководствовался своим жизненным опытом, предшествующими наблюдениями за солнцем, длиной тени от различных предметов, красками неба и земли. И каждый, естественно, ошибался.

Но весь смысл в том, что эти ошибки были случайными – каждый ошибался по-разному. Нетрудно сообразить, что поэтому ошибки в ту и другую стороны в среднем были примерно равны: один называл, скажем, время на 15 мин больше, а другой на 15 мин меньше. При подсчете же среднего значения большинство этих случайных отклонений взаимно уничтожались и оставалось верное время.

Определение времени каждым участником и явилось своеобразным статистическим испытанием: все называли случайную цифру. Именно на основе таких испытаний мы и получили верное время…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип объединения
Экспертная оценка

КОММЕНТАРИЙ:
"...Помните описанный в пятой главе способ определения времени без часов путем опроса группы людей? Процедура, которая была проделана на причале, в науке о предвидении называется «экспертной оценкой», сами же участники выступают в роли экспертов. Экспертную оценку в не менее впечатляющем виде можно сделать в любом коллективе. Например, вы достаете из кармана обычный карандаш или авторучку и предлагаете товарищам быстро написать на бумаге ее предполагаемый размер в миллиметрах. Собрав бумажки и посчитав среднюю длину, вы немало удивите самих «экспертов» - размер окажется весьма точным.

«Коллективный разум», «коллегиальное решение», «народная мудрость» - все это оценивается людьми весьма высоко. (Помните народные приметы погоды?) И это все не что иное, как своеобразное интуитивное применение метода экспертных оценок…"

КАТЕГОРИЯ:
Задача на измерение

понедельник, 28 марта 2011 г.

Карточка №269 «Лошадиный флирт»

ИСТОЧНИК:
Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»

СИТУАЦИЯ:
Лошадь отгоняет насекомых — комаров, мошек — своим хвостом. Но до головы хвостом не дотянешься. Однако лошади находят выход из затруднительного положения. Какой?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Хвост лошади должен отгонять мошек от головы, чтобы лошади было комфортно, и не должен отгонять, потому что до головы хвостом не дотянуться.

РЕШЕНИЕ:
Для защиты от насекомых лошади часто объединяются в пары. Причем группируются в такие позиции, чтобы каждая лошадь могла своим хвостом отгонять кровососов с головы и шеи партнера. В коневодческой практике такие позы называют «лошадиным флиртом».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Стандарт 3.1.1. Эффективность системы – на любом этапе развития – может быть повышена системным переходом 1-а: объединением системы с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему.

КОММЕНТАРИЙ:
«Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой…»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в этологии (наука о поведении животных)


воскресенье, 27 марта 2011 г.

Карточка №268 «Оруженосец Кашка»

ИСТОЧНИК:
Крапивин В., «Оруженосец Кашка»

СИТУАЦИЯ:
Пионерский лагерь захлестнула очередная «волна» - массовое увлечение. Вообще «волны» бывают разные: вредные и полезные, опасные и безобидные. В начале первой смены прокатилась "шляпная" волна: ходить без широкополой мексиканской шляпы считалось просто неприличным. Через неделю прошумела другая волна – "разбойничья". Несмотря на грозное название, она была очень спокойная. Все мирно сидели под деревьями и мастерили маленьких разбойников.

После "разбойничьей" волны прокатилась волна "ужасов". Всем захотелось наряжаться привидениями и кого-нибудь пугать. Потом прошумело еще несколько волн, и самая грозная из них называлась "ракетная". Ракеты с ядовитым шипением взмывали над полянами и, кувыркаясь, падали в кусты. Но эта волна угасла сама собой из-за недостатка реактивного горючего.

И вот – стрелы… Это не ракеты, горючего для них не требуется. А материалу сколько хочешь. Вывешенное на специальном стенде объявление с административным запретом на стрельбу из лука моментально оказалось утыканным зловещими стрелами. Поставьте себя на место администрации лагеря: увлечение явно опасное для жизни и здоровья подопечных, не отреагировать нельзя. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Запрет на стрельбу из лука должен быть, чтобы предотвратить негативные последствия, и запрета быть не должно, поскольку прямые запретительные меры неэффективны.

РЕШЕНИЕ:
«…Волна есть волна. Стихия. Отбирать луки бесполезно. Сжигать стрелы – тоже. Стихию не остановить. Выход один: направить ее в безопасное русло. В семь часов вечера на двери столовой появился лист с большими красными буквами:

«Рыцарский орден стрелков из лука.
§ 1. Для безопасности населения все стрелковые тренировки переносятся в большой овраг.
§ 2.  Назначается всеобщее стрелковое соревнование. Победители будут участвовать в грандиозном рыцарском турнире.
§ 3.  Всякий, кто осмелится выпустить стрелу на территории лагеря, будет объявлен вне закона, лишен оружия и немедленно изгнан из славных рядов ордена…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип «обратить вред в пользу»
а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта;
в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным;

КОММЕНТАРИЙ:
Не обидели и самых маленьких: им отвели роль оруженосцев при рыцарях-стрелках. В случае победы рыцаря – приз и слава пополам.


Общая идея решения задач подобного рода такова:


«Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное - пусть вредный фактор начнет приносить пользу...»
(Альтшуллер Г.С., "Творчество как точная наука")

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике
ТРИЗ в социальных системах