воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Карточка №339 «Нам разум дал стальные руки-крылья»

ИСТОЧНИК:
Чутко И. Красные самолеты // Мост через время. – М.: Политиздат, 1989. – С.41-42.

СИТУАЦИЯ:
В начале 30-х годов XX века в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского проводились опыты по точечной сварке тонкостенных стальных конструкций. Требовалось объединить в сварной конструкции лучшие свойства разных сталей; самую выгодную комбинацию давали нержавеющая и хромомолибденовая стали.

Да вот только сваривать эти виды сталей требовалось по-разному. «Нержавейку» – быстрым коротким электрическим ударом большой силы, а хромомолибденовую, наоборот, варить следовало медленно, слабым током. Требования прямо противоположны, оба режима несовместимы, поэтому такие стали считались несвариваемыми. Однако потребности авиастроения требовали – надо сварить. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Ток должен быть сильным и «коротким», чтобы сваривать нержавеющую сталь без потери ее свойств, и ток должен быть слабым и «длинным», чтобы сохранить свойства хромомолибденовой стали.

РЕШЕНИЕ:
Авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини и инженер Сергей Михайлович Попов разработали свою технологию, согласно которой вначале подавался сильный, но короткий ток, чтобы хромомолибденовая сталь не успевала перегреваться, а затем при помощи реостата снижали ток до температуры, при которой вещества из нержавеющей стали не выпадали. Регулирование процесса по времени поручили автоматике.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Разделение противоречивых свойств во времени

КОММЕНТАРИЙ:
Машина работала как обычно, электроды сшивали сталь точками. Но только в этом стрекотании человеческий слух не улавливал, что за каждым коротким «тик» следовало чуть более долгое «та-ак». Один из сварщиков и через сорок лет был убежден, что режим сварки был сплошным…

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в авиастроении