Эдгар Аллан По, «Похищенное письмо»,
рассказ
СИТУАЦИЯ:
Из дома некой очень знатной молодой особы
похищено письмо с компрометирующими ее сведениями. Точно известно, что письмо
похитил с целью шантажа министр Д., подменив его другим конвертом. Нанятые
сыщики тайно совершили обыск в доме господина Д., тщательно осмотрели все
места, где можно было спрятать конверт. Было даже инсценировано ограбление министра
на улице, но письмо так и не удалось обнаружить.
Префект полиции обратился за помощью к
парижскому сыщику-любителю Огюсту Дюпену. Ознакомившись с обстоятельствами
похищения письма, сыщик пришел к выводу, что письмо до сих пор в руках
шантажиста, который имеет возможность воспользоваться им незамедлительно. После
размышлений и логических сопоставлений Дюпен обнаружил и изъял письмо. Как ему удалось разгадать загадку?
СИСТЕМНОЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Письмо должно быть надежно спрятано,
чтобы исключить его утрату или кражу, и оно не должно быть надежно спрятано,
чтобы можно было в любой момент им воспользоваться в целях шантажа.
РЕШЕНИЕ:
Злоумышленник не стал прятать письмо в
тайник, а поместил его на самом видном месте – в сумочку для визиток, висящую
на каминной полке в своей гостиной. Министр придал конверту неприглядный вид,
вывернув его наизнанку и поставив сверху свою печать. Ни одному из сыщиков,
обыскивавших дом министра, и в голову не пришло, что невзрачный надорванный
конверт, небрежно засунутый в сумочку, и есть злополучное письмо, причинившее
столько хлопот его неосмотрительной владелице.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ
ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство
*Принцип «наоборот»:
в) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его
в) перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть его
КОММЕНТАРИЙ:
Вот кое-что из размышлений
сыщика-любителя:
« - Существует салонная игра, - продолжал Дюпен, - в которую играют
с помощью географической карты. Один играющий предлагает другому найти
задуманное слово - название города, реки, государства или империи - среди массы
надписей, которыми пестрит карта. Новичок обычно пытается перехитрить своего
противника, задумывая название, напечатанное наиболее мелким шрифтом, но
опытный игрок выбирает слова, простирающиеся через всю карту и напечатанные
самыми крупными буквами. Такие названия, как и чересчур большие вывески,
ускользают от внимания из-за того, что они слишком уж очевидны…»
КАТЕГОРИЯ:
Задача на обнаружение
ТРИЗ в криминалистике
Комментариев нет:
Отправить комментарий