Фантастический
боевик «Терминатор-2: Судный день» (США, 1991)
СИТУАЦИЯ:
В
фильме Джеймса Кэмерона мы видим совершенный тип робота-терминатора из будущего.
Созданный из жидкометаллического сплава, этот Т-1000 не подвержен механическому
разрушению, а поврежденные его части быстро восстанавливаются. «Жидкий»
терминатор может принимать форму объекта, с которым он физически
взаимодействовал, умеет просачиваться через щели и отверстия, проходить через
преграды.
В
одном из эпизодов «жидкий» терминатор беспрепятственно и без вреда для себя
проходит сквозь металлическую решетку. Этот трюк был исполнен при помощи
компьютерной графики. Однако зритель воспринимает проникновение робота через
преграду как нечто нереальное, фантастическое, невозможное в действительности.
Режиссеру потребовалось дополнить сцену штрихом, придающим ей реалистичность. Как это сделать?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Терминатор
должен беспрепятственно пройти через решетку, чтобы оказаться по другую ее
сторону, и не должен беспрепятственно пройти через решетку, чтобы создать у
зрителя ощущение реальности происходящего.
РЕШЕНИЕ:
Тело
терминатора свободно проходит сквозь металлическую решетку, но пистолет в руке
робота на секунду застревает между прутьями с характерным металлическим лязгом.
Этот стук металла о металл придает всей сцене реалистичность.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
Принцип
вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить
единственно нужную часть (свойство)
КОММЕНТАРИЙ:
Робот
в «жидком», пластичном исполнении хорошо вписывается в тенденции развития
техники. Закон динамизации технических систем гласит, что жесткие системы для
повышения эффективности должны становится динамичными, должны переходить к
гибкой, быстро меняющейся структуре и режиму работы, подстраивающемуся под
изменения внешней среды.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в художественных системах