воскресенье, 27 июля 2014 г.

Карточка №480 «Шаг в бесконечность»

ИСТОЧНИК:
Чутко И.Э. Мост через время. – М.: Политиздат, 1989. – С. 116.

СИТУАЦИЯ:
Из беседы И. Чутко со знаменитым советским авиаконструктором Р.Л. Бартини:

«Видел я, кажется, в «Литературке» юмористическую серию рисунков, вроде серий Бидструпа. Человечек на картинке; он оживает и хочет выйти на «свободу». Бежит направо – ударяется в правый край, в раму. Налево – а там левый край. Бросается вниз, прыгает вверх – везде края, граница…»

Художнику необходимо изобразить в юмористической форме, что персонаж находит выход за пределы своего тесного воображаемого мира, ограниченного краями листа. Как это сделать?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Лист должен иметь границы, потому что это ограниченный в пространстве физический объект, и лист не должен иметь границ, чтобы нарисованный человечек мог вырваться за пределы жестких физических рамок.

РЕШЕНИЕ:
«Человечек растерян, задумывается и вдруг хлопает себя по лбу: нашел! И – уходит в глубину...» 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип перехода в другое измерение: 
а) ...Задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, упрощаются при переходе к пространству трех измерений

КОММЕНТАРИЙ:
Роберт Бартини разрабатывал совершенные по своей конструкции самолеты. А в свободное время занимался поиском мировых констант и разрабатывал многомерную концепцию физического мира. Вот еще кое-что из рассуждений Бартини:

«...– Представьте себе, что вы сидите в кино, где на плоском экране перед вами плоские тени изображают чью-то жизнь. И, если фильм хороший, вы забываете, что это всего лишь плоские тени на плоском экране: вам начинает казаться, что это – целый мир, настоящая жизнь. 

А теперь представьте себе, что в зал входит, знаете, женщина с палочкой – фея, дотрагивается палочкой до экрана, и мир на нем вдруг оживает. Что тени людей вдруг увидели себя и все свое плоское окружение. Но, оставаясь на экране, они видят это, как муха видит портрет, по которому ползет: сперва, допустим, нос, потом щеку, ухо… И для них это в порядке вещей. Другого мира они не видят, не знают и даже не задумываются, что он может существовать… 

Но вы-то, сидящий в зале, вы знаете, что мир – другой! Что он не плоский, а объемный, что в нем не два измерения – ширина и высота, а три: еще и глубина.

 Только почему вы уверены, что мир именно такой – трехмерный? Это для вас очевидно? Другое – абсурд? А для «экранных людей», которые вас не видят и не подозревают о вашем существовании, глубина – абсурд. Так что очевидность – далеко еще не доказательство, и это хорошо знают художники …»

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в художественных системах