воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Карточка №516 «Если задача не поддается»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. – С. 109-110.

СИТУАЦИЯ:
Советские исследователи Б.Р. Лазаренко и Н.И. Лазаренко безуспешно работали над проблемой борьбы с электрокоррозией металлов. При каждом новом опыте электрический ток разъедал металл в том месте, где две детали соприкасались. Ничего не получалось и с очень твердыми сплавами. Пытались поместить контакты в различные жидкости, но при этом разрушение металлов шло еще интенсивнее, они измельчались в тонкий порошок. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Изобретение должно быть сделано, чтобы работа исследователей не пропала даром, и изобретения не должно быть, потому что задача упорно не поддается решению.

РЕШЕНИЕ:
В один прекрасный момент исследователей, отчаявшихся найти решение своей задачи, осенило. Они поняли, что полученные отрицательные результаты вполне можно применить с пользой. Так появилось новое изобретение: способ получения тончайших металлических порошков при помощи электрокоррозии.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Нередко обнаруживается, что на данном уровне развития науки и техники задача не имеет решения. В этом случае полезно задать себе вопрос: «Можно ли полученный отрицательный эффект применить с пользой в других задачах?». Часто это ведет к появлению новых изобретений.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности



Комментариев нет:

Отправить комментарий