ИСТОЧНИК:
Романов
А. Королёв. – М.: Молодая Гвардия, 1990.
СИТУАЦИЯ:
К
середине 1958 года в СССР был готов проект небывалого по тем временам
космического летательного аппарата. Он состоял из двух отсеков:
приборно-агрегатного и кабины космонавта. Главная проблема, с которой
столкнулись конструкторы, состояла в разработке способа возвращения корабля из
космического пространства.
Предстояло
посадить корабль в заданном районе. Главный конструктор Сергей Павлович Королев предложил
использовать для посадки парашютную систему. Но ракета-носитель, которой предстояло подняться в космос, должна была придать ускорение объекту весом около четырех с
половиной тонн. У конструкторов каждый килограмм был на учете. Вопрос стоял
так: каким образом обеспечить при помощи парашютной системы посадку на землю
такой большой массы? Как быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Масса
корабля должна быть большой, потому что он так сконструирован, и масса корабля
должна быть маленькой, чтобы было проще посадить его на поверхность Земли при помощи
парашютной системы.
РЕШЕНИЕ:
Кому-то
из команды конструкторов на одном из заседаний пришла в голову мысль: а нужно
ли возвращать на Землю весь корабль? Идея всем понравилась. Было решено
отстыковать приборно-агрегатный отсек перед входом корабля в атмосферу, после
того как эта часть выполнит свои функции. Быстро подсчитали, что масса корабля при этом станет меньше
почти вдвое, что позволит обойтись небольшой по размеру парашютной системой.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип отброса или регенерации
частей:
а)
выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть
отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена
КОММЕНТАРИЙ:
Идея
была воплощена в жизнь. С тех пор кабину космического корабля стали именовать
«спускаемый аппарат».
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в космонавтике
Комментариев нет:
Отправить комментарий