воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Карточка №519 «Вагончик тронется, перрон останется»

ИСТОЧНИК:
Личная картотека автора блога

СИТУАЦИЯ:
Представьте себе стоящий товарный поезд, в состав которого входит несколько десятков вагонов. При начале движения локомотиву приходится сдвигать с места значительную массу. Как сэкономить тяговое усилие и уменьшить расход энергии?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вагонов должно быть мало, чтобы легче было сдвинуть их с места, и вагонов должно быть много, потому что таково условие задачи.

РЕШЕНИЕ:
При отправлении поезда машинист сдает вагоны немного назад, а только после этого начинает движение вперед. При этом вагоны упираются буферами друг в друга, сцепки между ними сжимаются, выбирая люфт. Теперь, если поезд начнет движение вперед, локомотиву приходится двигать не весь поезд сразу, а все вагоны поочередно, один за другим. Таким способом сдвинуть состав с места легче.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Разделение противоречивых свойств во времени
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие
*Принцип местного качества:
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы

КОММЕНТАРИЙ:
Противоречие разрешено во времени: локомотив двигает состав, но не одномоментно, а поэтапно. Получается, что часть поезда в какой-то момент уже движется, а другая часть покоится на месте.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ – детям


Комментариев нет:

Отправить комментарий