воскресенье, 7 июня 2015 г.

Карточка №525 «Опасный флакон»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Приди на полигон. Практикум по теории решения изобретательских задач // Правила игры без правил. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – С. 194, 215.

СИТУАЦИЯ:
Существуют ядовитые жидкости, полезные в быту, но опасные для жизни и здоровья при приеме внутрь. Обычно на флаконы с такими веществами помещают наклейку с предупреждающей надписью и условным обозначением, указывающим на смертельную опасность.

Однако взрослые по своей беспечности не всегда обращают внимание на надписи и способны перепутать яд, скажем, с лекарственным средством. А маленькие дети и вовсе не умеют читать, поэтому вполне могут выпить смертельно опасное содержимое попавшего им в руки флакона.

Можно ли придумать этикетку или иной способ, которые исключали бы возможность случайного приема внутрь ядовитого вещества из флакона?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Этикетка должна быть, чтобы можно было опознать яд, и этикетки быть не должно, потому что взрослые могут не обратить на нее внимания, а дети могут не понять предостережения.

РЕШЕНИЕ:
Однажды в Англии был проведен конкурс на лучшую этикетку для емкости с ядом. Первое место получило предложение использовать для хранения ядов специальные «колючие» бутылки. Бутылку-«кактус» взрослый сразу опознает на ощупь. А ребенок, взяв колючий флакон в руки, вряд ли захочет играть с таким предметом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а) отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

КОММЕНТАРИЙ:
Решение, несомненно, более эффективное, чем самая устрашающая этикетка. Но и оно вряд ли способно на 100% исключить прием яда ребенком. Удастся ли кому-то отыскать более надежный способ? По всей видимости, можно поэкспериментировать с конструкцией флакона и его крышкой.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту