ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Приди на полигон. Практикум по теории решения изобретательских задач // Правила
игры без правил. – Петрозаводск: Карелия, 1989. – С. 194, 215.
СИТУАЦИЯ:
Существуют
ядовитые жидкости, полезные в быту, но опасные для жизни и здоровья при приеме
внутрь. Обычно на флаконы с такими веществами помещают наклейку с
предупреждающей надписью и условным обозначением, указывающим на смертельную
опасность.
Однако
взрослые по своей беспечности не всегда обращают внимание на надписи и способны перепутать яд, скажем, с лекарственным средством. А маленькие дети и
вовсе не умеют читать, поэтому вполне могут выпить смертельно опасное
содержимое попавшего им в руки флакона.
Можно
ли придумать этикетку или иной способ, которые исключали бы возможность
случайного приема внутрь ядовитого вещества из флакона?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Этикетка
должна быть, чтобы можно было опознать яд, и этикетки быть не должно, потому
что взрослые могут не обратить на нее внимания, а дети могут не понять
предостережения.
РЕШЕНИЕ:
Однажды
в Англии был проведен конкурс на лучшую этикетку для емкости с ядом. Первое место
получило предложение использовать для хранения ядов специальные «колючие»
бутылки. Бутылку-«кактус» взрослый сразу опознает на ощупь. А ребенок,
взяв колючий флакон в руки, вряд ли захочет играть с таким предметом.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть (свойство) или, наоборот, выделить
единственно нужную часть или нужное свойство
КОММЕНТАРИЙ:
Решение,
несомненно, более эффективное, чем самая устрашающая этикетка. Но и оно вряд ли
способно на 100% исключить прием яда ребенком. Удастся ли кому-то отыскать более
надежный способ? По всей видимости, можно поэкспериментировать с конструкцией флакона и его крышкой.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту
ТРИЗ в быту