воскресенье, 28 июня 2015 г.

Карточка №528 «Микросхема и ее проблема»

ИСТОЧНИК:
Злотин Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. – Кишинев, 1991.

СИТУАЦИЯ:
Дело было на одном из радиозаводов. При перевозке готовых микросхем из цеха в цех часть изделий по непонятным причинам выходила из строя. Перевозили микросхемы в коробках из пенопласта. Перед транспортировкой изделия испытывали, они были работоспособны. А во втором цехе, куда поступала продукция, на некоторых микросхемах обнаруживался пробой. В чем причина нежелательного явления?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Электрическое поле должно быть в момент перевозки, потому что на микросхемах обнаруживается пробой, и такого поля быть не должно, потому что при транспортировке оно не используется.

РЕШЕНИЕ:
При рассмотрении этой проблемы Мастер ТРИЗ В.В. Митрофанов применил принцип обращения исследовательской задачи. Он состоит в том, чтобы переформулировать условия, задав вопрос: «Как добиться получения нежелательного эффекта, используя имеющиеся в системе ресурсы?». Этот способ дает возможность снять с повести дня вопрос «Почему явление происходит?» и перейти к решению изобретательской задачи.

В ходе пошагового анализа выяснилось, что причиной пробоя микросхем стало статическое электричество, возникавшее при трении изделий о стенки пенопластовой тары.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Обращение исследовательской задачи

КОММЕНТАРИЙ:
Для устранения вредного эффекта В.В. Митрофанов предложил использовать антистатик. Есть и другой способ справиться с проблемой – заземление. Но такое решение не слишком удобно в условиях транспортировки микросхем.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в решении исследовательских задач