ИСТОЧНИК:
Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Решение исследовательских задач. – Кишинев, 1991.
СИТУАЦИЯ:
Дело
было на одном из радиозаводов. При перевозке готовых микросхем из цеха в цех
часть изделий по непонятным причинам выходила из строя. Перевозили микросхемы в
коробках из пенопласта. Перед транспортировкой изделия испытывали, они были
работоспособны. А во втором цехе, куда поступала продукция, на некоторых
микросхемах обнаруживался пробой. В чем причина нежелательного явления?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Электрическое
поле должно быть в момент перевозки, потому что на микросхемах обнаруживается
пробой, и такого поля быть не должно, потому что при транспортировке оно не
используется.
РЕШЕНИЕ:
При рассмотрении этой проблемы Мастер ТРИЗ В.В. Митрофанов применил принцип обращения исследовательской задачи. Он
состоит в том, чтобы переформулировать условия, задав вопрос: «Как добиться
получения нежелательного эффекта, используя имеющиеся в системе ресурсы?». Этот
способ дает возможность снять с повести дня вопрос «Почему явление происходит?»
и перейти к решению изобретательской задачи.
В
ходе пошагового анализа выяснилось, что причиной пробоя микросхем стало
статическое электричество, возникавшее при трении изделий о стенки пенопластовой тары.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Обращение
исследовательской задачи
КОММЕНТАРИЙ:
Для
устранения вредного эффекта В.В. Митрофанов предложил использовать антистатик.
Есть и другой способ справиться с проблемой – заземление. Но такое решение не
слишком удобно в условиях транспортировки микросхем.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в решении исследовательских задач