ИСТОЧНИК:
Х/ф
«Весна на Заречной улице» (СССР, 1956)
СИТУАЦИЯ:
Выпускница
педагогического института Татьяна Сергеевна Левченко получила направление в вечернюю школу рабочей молодежи, где ей предстоит преподавать русский язык и литературу. Один
из ее учеников, сталевар и ударник труда Саша Савченко, пытается ухаживать за
молодой учительницей, но она равнодушна к оказываемым ей знакам внимания.
Товарищи
Саши подтрунивают над отношениями, развивающимися между ним и
Татьяной Сергеевной. Начиная один из уроков, молодая учительница обнаруживает
на классной доске написанную кем-то цитату из Пушкина, недвусмысленно
намекающую на любовную интригу, разворачивающуюся у всех на глазах. Самым
простым решением будет выявить автора записи и примерно его наказать. Но будет ли при этом достигнут педагогический эффект? Как же быть?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание
должно быть, чтобы пресечь насмешки, и наказания быть не должно, потому что
административные меры в педагогике малоэффективны.
РЕШЕНИЕ:
Когда
выяснилось, кто из учеников вывел мелом на доске пушкинские строки о Татьяне,
учительница, ничуть не смутившись, вызвала автора записи к доске и предложила
ему провести анализ текста с точки зрения правил русского языка. Нарушитель
спокойствия был вынужден изрядно потрудиться и в итоге со стыдом признал свою полную
безграмотность. А Татьяна Сергеевна таким способом сохранила и даже повысила
свой авторитет, ведь использованный ею прием был более действенным, чем суровая
отповедь или жалоба директору школы.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а)
использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для
получения положительного эффекта
КОММЕНТАРИЙ:
Пример
показывает, как можно с выгодой использовать вредные воздействия, возникающие в
профессиональной деятельности педагога. Такая своеобразная «утилизация»
отрицательного явления – признак высокого профессионализма.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в педагогике