воскресенье, 6 марта 2016 г.

Карточка №564 «Весна на Заречной улице»

ИСТОЧНИК:
Х/ф «Весна на Заречной улице» (СССР, 1956)

СИТУАЦИЯ:
Выпускница педагогического института Татьяна Сергеевна Левченко получила направление в вечернюю школу рабочей молодежи, где ей предстоит преподавать русский язык и литературу. Один из ее учеников, сталевар и ударник труда Саша Савченко, пытается ухаживать за молодой учительницей, но она равнодушна к оказываемым ей знакам внимания.

Товарищи Саши подтрунивают над отношениями, развивающимися между ним и Татьяной Сергеевной. Начиная один из уроков, молодая учительница обнаруживает на классной доске написанную кем-то цитату из Пушкина, недвусмысленно намекающую на любовную интригу, разворачивающуюся у всех на глазах. Самым простым решением будет выявить автора записи и примерно его наказать. Но будет ли при этом достигнут педагогический эффект? Как же быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Наказание должно быть, чтобы пресечь насмешки, и наказания быть не должно, потому что административные меры в педагогике малоэффективны.

РЕШЕНИЕ:
Когда выяснилось, кто из учеников вывел мелом на доске пушкинские строки о Татьяне, учительница, ничуть не смутившись, вызвала автора записи к доске и предложила ему провести анализ текста с точки зрения правил русского языка. Нарушитель спокойствия был вынужден изрядно потрудиться и в итоге со стыдом признал свою полную безграмотность. А Татьяна Сергеевна таким способом сохранила и даже повысила свой авторитет, ведь использованный ею прием был более действенным, чем суровая отповедь или жалоба директору школы.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «обратить вред в пользу»:
а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Пример показывает, как можно с выгодой использовать вредные воздействия, возникающие в профессиональной деятельности педагога. Такая своеобразная «утилизация» отрицательного явления – признак высокого профессионализма.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в педагогике