воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Карточка №568 «Кое-что о транспортировке стальных листов»

ИСТОЧНИК:
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов, 1961. – С. 32-33, 107-108.

СИТУАЦИЯ:
Как организованы транспортировка и хранение толстолистовой стали на большинстве промышленных предприятий? Листы в цехе складывают в стопы, не сортируя по толщине, поскольку для этой операции обычно не хватает места. Очень часто случается, что лист нужной толщины расположен в самой середине громоздкой металлической стопы, откуда его неимоверно сложно вынуть. Создавать же специальные склады, где листы будут раскладываться по толщине, слишком дорого.

Выход нашли в том, чтобы ставить листы на ребро, в вертикальное положение. Теперь, чтобы достать нужный лист, нет необходимости растаскивать стопу краном. Вот только безопасно транспортировать очень тяжелый лист при помощи захватов в вертикальном положении не удается. Перед изобретателями была поставлена задача: придумать простой и надежный механизм для транспортировки тяжелых стальных листов в вертикальном положении. Как подступиться к такой задаче?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Захват должен быть, чтобы предотвратить падение листа, и захвата быть не должно, чтобы не усложнять конструкцию системы транспортировки.

РЕШЕНИЕ:
Трудность задачи состоит в том, что требуется предотвратить падение листа при транспортировке его в вертикальном положении. Небольшой лист достаточно просто перенести над землей. Но тенденция развития техники такова, что со временем листы становятся более тяжелыми, вес их достигает нескольких десятков тонн. Очень сложно создать надежный и в то же время простой захват, который удержит лист во время движения по воздуху.

Изобретатели пошли другим путем. Они применили принцип «пусть случится». Что самое плохое может произойти с листом? Он упадет. Так давайте сразу позволим ему это сделать. Как гласит один из законов Мерфи: «С пола упасть нельзя». Тяжелые предметы легче и выгоднее транспортировать по земле. К тому же по правилам безопасности запрещено транспортировать тяжелые грузы над головами людей, поэтому при любых обстоятельствах лист будет переноситься по свободному пути. Отпадает необходимость поднимать, а затем опускать тяжелый лист. Не нужны и захваты особой конструкции: лист все время движется по земле. Роль захвата, предотвращавшего падение изделия, стала выполнять земля, на которую опирается лист. Задача из сложной изобретательской превращается в сравнительно более простую инженерно-конструкторскую.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «пусть случится» (терминология 1961 года)
*Принцип эквипотенциальности:
а) изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект

КОММЕНТАРИЙ:
Инерция мышления и прежняя организация технологического процесса наталкивали на поиск способа транспортировки листов по воздуху. Как оказалось, в этом вовсе не было необходимости.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в промышленности