ИСТОЧНИК:
Злотин
Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1989. – С.
33.
СИТУАЦИЯ:
В
Институте физических проблем, которым долгие годы руководил Петр Леонидович
Капица, не было проходной и вахтеров. За опоздание на работу не объявляли
выговоров. Но, как ни странно, опозданий не было. И дело здесь не только в
увлеченности сотрудников института своей работой. Такое положение сложилось
благодаря «изобретению» Петра Леонидовича. Что он придумал?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Вахта
в институте должна быть, чтобы поддерживать дисциплину и порядок, и вахты быть не должно,
чтобы сохранить идеальность системы.
РЕШЕНИЕ:
Через
пять минут после начала трудового дня дверь в учреждение запиралась.
Пройти на рабочее место теперь можно было только через кабинет директора
института. Петр Леонидович не ругался, а только мимоходом смотрел на
опоздавшего сотрудника. Этого было достаточно, чтобы опоздания прекратились.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип универсальности:
а)
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает
необходимость в других объектах
*Психологический эффект
КОММЕНТАРИЙ:
Интересное и нестандартное решение. Хотя есть и неудобство – руководителю приходится
отвлекаться на нарушителей распорядка, пусть даже и на короткое время. А решение физических проблем требует сосредоточенности. Впрочем, раз уж
опоздания после введения такого новшества прекратились, то и это неудобство само собой исчезло.
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в социальных системах
ТРИЗ в социальных системах