воскресенье, 23 октября 2016 г.

Карточка №597 «Запрет на парковку: японский вариант»

ИСТОЧНИК:
Группа ВКонтакте «Японский интернет»

СИТУАЦИЯ:
Хозяин одного из магазинов в японском городе Киото столкнулся с проблемой: велосипедисты систематически оставляли свой двухколесный транспорт у стеклянной витрины его торгового предприятия. Трудно сказать, что больше беспокоило торговца   сохранность хрупкой витрины или внешний вид магазина. Но с этой стихийной парковкой японский предприниматель усердно боролся. Однако на владельцев велосипедов плохо действовали устные просьбы и запретительные надписи. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Прямой запрет на парковку должен быть, чтобы велосипедисты не ставили у витрины свои велосипеды, и такого запрета быть не должно, потому что он не действует.

РЕШЕНИЕ:
Владелец магазина поместил на витрине надпись: «Свалка для велосипедов. Вы можете свободно забирать любой стоящий здесь велосипед!». После появления этого сообщения двухколесные машины больше у витрины не появлялись.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:
Практика показывает, что прямые административные запреты во многих случаях не дают результата. Если необходимо устранить нежелательное поведение, то более эффективными оказываются решения, которые тоньше воздействуют на мотивацию человека, коренным образом меняют его представление о ситуации. В данном примере человек видит надпись и понимает, что может навсегда лишиться велосипеда, по беспечности оставленного у витрины магазина.

Хозяин магазина нашел предельно простое и дешевое решение. Вопрос лишь в одном: сработает ли оно в каждом случае?

Как быть, если велосипедистом окажется иностранец, который не разбирается в японских иероглифах? Или же человек в спешке или по рассеянности просто не заметит предупреждающей надписи? Это ведь не слишком фантастическое допущение. Воздействие на мотивацию – это близко к идеалу, это дешево и просто. И все же лучше искать такие решения, которые технически исключают саму возможность проявления нежелательного поведения. Применительно к приведенному примеру: у велосипедиста не должно быть физической возможности поставить своего «коня» возле витрины. Как это сделать при минимальном расходовании ресурсов? Есть предложения?

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗ в быту