воскресенье, 4 июня 2017 г.

Карточка №629 «В океанских глубинах»

ИСТОЧНИК:
*Верн, Ж. Двадцать тысяч лье под водой: кругосветное путешествие в морских глубинах. – Петрозаводск: Карелия, 1986. (электронная версия книги)
*Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973. – С. 252.
*Амнуэль, П. Магический кристалл фантазии. (электронная версия книги)

СИТУАЦИЯ:
Жюль Верн писал о капитане Немо и его «Наутилусе» в 1870 году, когда реальные подводные суда уже строились во многих странах мира. Но писатель придумал субмарину принципиально нового типа. Проблема состояла в том, что подводная лодка по своему строению напоминает пустой орех. Для придания корпусу прочности его нужно сделать очень толстым. Однако в этом случае тяжелое судно попросту не сможет подняться на поверхность. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Корпус подводной лодки должен быть толстым, чтобы давление воды не сломало судно, и корпус должен быть тонким, чтобы лодка могла свободно подниматься на поверхность.

РЕШЕНИЕ:
«Наутилус» капитана Немо имеет два корпуса – наружный и внутренний. Они соединены между собой железными балками двутаврового сечения. Такое строение дает лодке возможность противостоять очень высокому давлению. Монолитность всей конструкции достигнута сваркой и применением однородных материалов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты
*Стандарт 3.1.1 Переход к бисистеме и полисистеме

КОММЕНТАРИЙ:
Интересно, что через тридцать лет после появления этого фантастического произведения французский инженер Макс Лебеф получил патент на двойной корпус. Изложенная в патентном описании идея была не более детальной, чем в романе Жюля Верна.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в морском деле



Комментариев нет:

Отправить комментарий