ИСТОЧНИК:
*Альтшуллер Г.С. Магический кристалл фантазии // Знание – сила. – 1974. – № 2. – С. 51-54.
*Кинематограф: изобретение продолжается // Изобретатель и рационализатор. – 1978. – № 4. – С. 34.
СИТУАЦИЯ:
Любители кинофантастики дождались: в широкий прокат наконец-то вышел «Бегущий по лезвию 2049», снятый по мотивам произведения Филипа Дика. Не хочется обижать творческую группу, усердно работавшую над этим проектом, поэтому комментировать картину не стану. Поделюсь лучше любительскими соображениями о виде искусства, основанном на создании движущихся изображений.
С момента появления кинематографа изобретатели приложили немало усилий к тому, чтобы приблизить происходящее на экране к знакомой человеку реальности. Вот лишь некоторые достаточно давние решения такого рода: система квадрофонии с расположением громкоговорителей под полом; аппаратура для эффектов тумана, пожара, восхода солнца, звездного неба; эффекты вывода объектов с экрана в кинозал, инфразвуковое низкочастотное воздействие (сенсорное окружение).
С момента появления кинематографа изобретатели приложили немало усилий к тому, чтобы приблизить происходящее на экране к знакомой человеку реальности. Вот лишь некоторые достаточно давние решения такого рода: система квадрофонии с расположением громкоговорителей под полом; аппаратура для эффектов тумана, пожара, восхода солнца, звездного неба; эффекты вывода объектов с экрана в кинозал, инфразвуковое низкочастотное воздействие (сенсорное окружение).
К
настоящему моменту стало обыденным использование в кинематографии 3D-эффектов,
создающих иллюзию объема. Решаются
вопросы с подключением к фильмам ароматического сопровождения. Просматривается
устойчивая тенденция: новые эффекты направлены на то, чтобы подключить все
сенсорные каналы и создать для зрителя условия, максимально
приближенные к естественным условиям восприятия в жизни. Каким может быть
очередной шаг в этом направлении?
СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Зритель
при просмотре фильма должен испытывать кинестетические ощущения, чтобы эффект
включения был более полным, и не должен испытывать таких ощущений, поскольку он
не является участником происходящего на экране.
РЕШЕНИЕ:
Для
получения у зрителей кинестетических (двигательных) ощущений при съемке фильма
на соответствующие участки тела артиста в местах расположения периферических
нервов накладывают электроды и при игре артиста записывают его биотоки. А при
воспроизведении фильма на соответствующие участки тела зрителя накладывают
электроды, на которые передают записанные при съемке биотоки артиста (а.с.
239797).
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:
*Принцип копирования:
а)
вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта
использовать его упрощенные и дешевые копии
*Принцип вынесения:
а)
отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот,
выделить единственно нужную часть или нужное свойство
КОММЕНТАРИЙ:
Сегодня
наиболее продвинутые кинотеатры могут похвастаться технологиями 4DX. Их отличительная черта – специальные эффекты:
дождь, ветер, туман и даже запахи. Кресла в таких залах подвижны и
синхронизированы с тем, что происходит на экране. Сидения могут вибрировать,
менять угол наклона, имитировать езду на большой скорости и даже падение.
Зрители, как заявляют устроители таких аттракционов, могут в прямом смысле слова попасть в самую
гущу происходящих на экране событий.
Окончательной
победой кинематографа можно будет, по всей видимости, считать тот исторический момент, когда
зритель окажется полностью погруженным в сюжет фильма и утратит представление о том,
где проходит граница между кинокартиной и реальностью. Далеко ли до того
момента? Как знать...
Будет ли это началом заката кинематографа? Присоединение спецэффектов и введение дополнительных сенсорных модальностей представляет собой лишь один из путей развития. Можно с уверенностью предположить: достигнув видимого предела, кино может и должно перейти к развитию в надсистеме; к примеру, объединившись с каким-либо иным видом искусства. Есть и другой вариант развития: вообразите себе полноценный визуально-аудио-кинестетический кинематографический перформанс с «открытым сценарием», когда зритель не просто находится в гуще событий, но и принимает в них активное участие в качестве персонажа, обладающего свободой выбора. Дух захватывает при одной мысли о том, насколько увлекательным и востребованным может стать этот вид искусства.
Будет ли это началом заката кинематографа? Присоединение спецэффектов и введение дополнительных сенсорных модальностей представляет собой лишь один из путей развития. Можно с уверенностью предположить: достигнув видимого предела, кино может и должно перейти к развитию в надсистеме; к примеру, объединившись с каким-либо иным видом искусства. Есть и другой вариант развития: вообразите себе полноценный визуально-аудио-кинестетический кинематографический перформанс с «открытым сценарием», когда зритель не просто находится в гуще событий, но и принимает в них активное участие в качестве персонажа, обладающего свободой выбора. Дух захватывает при одной мысли о том, насколько увлекательным и востребованным может стать этот вид искусства.
Сегодня день рождения создателя ТРИЗ Генриха Альтшуллера. Интересно,
что вначале я встретил описанное выше решение с кинестетикой, просматривая журналы
«Изобретатель и рационализатор». А уже при подготовке материала к публикации вспомнил, что и автор теории изобретательства в свое время тоже выделил это решение в патентном фонде, когда рассказывал об изобретениях «на грани фантастики».
Рано или поздно появится художественный фильм о самом Генрихе Альтшуллере. Не исключаю, что в одной из более поздних версий такой картины зритель сможет не только увидеть мир изобретательства глазами гроссмейстера ТРИЗ, но и испытать те же чувства, что испытывал он, когда работал над теорией сильного мышления. И зритель сам переживет мучительные поиски и сомнения, временные поражения и безусловные победы, радость открытий... А почему бы и нет?
Рано или поздно появится художественный фильм о самом Генрихе Альтшуллере. Не исключаю, что в одной из более поздних версий такой картины зритель сможет не только увидеть мир изобретательства глазами гроссмейстера ТРИЗ, но и испытать те же чувства, что испытывал он, когда работал над теорией сильного мышления. И зритель сам переживет мучительные поиски и сомнения, временные поражения и безусловные победы, радость открытий... А почему бы и нет?
КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ
в художественных системах
ТРИЗ в кинематографии
С Международным днем ТРИЗ!